Процесс

Процесс – то, что в процессии мира делает из последнего показательный процесс. Кафка, догадавшийся об этом, не смог решить вопрос о том, является ли такая показательность примером чего-то и показывается ли она кому-то. Но показывается теперь только то, что если понимание в мире начинается с любого места, оно никогда не задерживается на том месте, которое понималось. Процесс сделал понимание неуместным, хотя оно и не стало запрещенным, как если бы мир вернулся в свои права в негативе. Неуместное понимание процесса вернулось к суждению как таковому, которое было обездвижено миром. Мир судится неуместным пониманием, но последнее не пытается стереть мир с лица земли.

Публикаций в проекте: 17

Кралечкин Д. 

Завеса знания
Союз двух составляющих «классической» публичной сферы – спонтанности и универсальности – сегодня распался, поскольку публичная сфера может логически вводится только в чрезвычайных обстоятельствах, когда первейшая задача – оспорить уже имеющуюся фигуру «всеобщего интереса» (представленного, например, в виде «общественной безопасности», «повышения уровня жизни», наконец самого государства как такового). Негативно «чрезвычайный гражданин» остается в зависимости от шлюза универсальности, поскольку он может противопоставить ему лишь свой предельно частный характер, фундируемый изнутри его жизненного мира. Гражданин – сам являющийся осколком этого былого союза – смотрит на шлюз, но не видит в нем «рационализации общества» или канала для универсализации, он видит в нем лишь обманку, разбить чары которой можно только своим частным содержанием, личным опытом, качественной и наполненной жизнью. Иными словами, сама система «незнания», продуктивно обосновывающая универсальные претензии публичной сферы, сегодня всегда оказывается не более, чем частным свойством политической системы, (де)легитимировать которую гражданин может только частным опытом, в котором он совершенно уверен и в котором его не проведешь.
Дата публикации: 02.09.11
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Нулевая степень дискурсивной политики
Современное российское политическое поле относится к элементам «советского» как к некоторым артефактам, которые могут работать, но совершенно иначе, непонятным (для нас-«россиян») образом – подобно тому, как в романе братьев Стругацких «Пикник на обочине» артефакты из инопланетной стоянки-бивуака (или «зоны») могли «функционировать», но принципы их функционирования оставались совершенно непрозрачными. Современная российская политическая система представляет собой не «реставрацию» или ремонтаж «советского», но именно обживание в окрестности «зоны советского», хотя реальная структура «на окрестности» радикально поменялась. Знаком смены этой структуры является запрет на мобилизацию и на организацию труда в целом, которые логично вытекали из советской большой машинерии определения социального блага. Поэтому «благо» теперь адискурсивно, поскольку из него ничего не следует и не может следовать, оно полностью отделено от любой социальной организации.
Дата публикации: 01.02.10
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Куда исчезают частные мысли, когда с ними покончено: две формы ужаса и «критика Просвещения»
Ужас бесконечного преследования за «мыслепреступления», то есть ужас общества, которое по какой-то причине стремится полностью включить мышление своих членов в некоторый общественный аппарат, в безошибочную технологическую цепочку производства самого социального, – это на деле именно «реальный ужас», то есть вполне опознаваемый или, говоря словами Канта, «схематизируемый» ужас. В действительности же, есть и «нереальный» ужас – он присутствует у Оруэлла в качестве невозможного вывода, «шага за горизонт».
Дата публикации: 20.11.09
Читать весь текст

Ушаков А. 

Альпийские демократии
На первый взгляд, может показаться, что люди просто бояться сделать «что-то не так». Но этот первый взгляд требуется корректировки: швейцарец, скорее, «боится сделать что-то так», то есть явно отослать в своей речи или действии к некоей внешней норме, его контролирующей и принуждающей. Норма не должна быть явной – так же, как психоаналитические комплексы не должны быть культурными и «символическими», они должны стремиться к юнгианской натурализации, когда они то ли есть, то ли их нет. Опасаться приходится того, как бы не сказать нечто, что может быть прочитано в качестве сказанного «не от своего лица».
Дата публикации: 14.07.08
Читать весь текст

Кралечкин Д., Ушаков А. 

Too contemporary philosophy
Возможный «диалог» между разными структурами, помечающими себя как «философия», сводится к подчеркиванию нелегитимности. «О чем можно говорить с художниками и их подпевалами, если они даже не читали Аристотеля?». «О чем нам спорить с этими архивными крысами?». Даже «выход» академической философии вовне достаточно часто оказывается не столько претензией на некое универсальное действие или знание, сколько локализованным политическим актом, со своей жесткой экономией.
Дата публикации: 07.07.08
Читать весь текст

гр. Палеонтология 

Друг о друге
Какой идиот сказал, что дружба и бизнес не совместимы? Мы – дружная компания друзей – с этим не согласны. Мы будем делать бизнес на друзьях и пусть тот, кому это не по душе, подавится! Друг – это высшее качество человека, это так называемый человек-друг.
Дата публикации: 01.04.07
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Арт-Приват
Приватный потребитель не может позволить себе меценатской "включенности", он платит именно за то, чтобы не участвовать, чтобы только "присутствовать", отсутствуя, чтобы быть ни при чем и никак не "помогать". Гигантские суммы гонораров должны обеспечить миллиардеру "непричастность", аффективную отстраненность как условие "подлинного" общения с подлинным искусством, ведь в противном случае, в ситуации включенности, он мог бы задаться вопросом: а, собственно, за что я плачу деньги, если мне еще приходится напрягаться?
Дата публикации: 25.01.07
Читать весь текст

Кралечкин Д., Ушаков А. 

Логика либерализации: два диалога
Новейшее освобождение дано в переходе от класса к массам. Прежде всего, радикальному изменению подвергается сам диалог. Романтизм и герменевтика открыли диалог как диалог с мертвым сверхценным собеседником. Участник диалога – уже источник. В качестве такового он по необходимости должен быть мертвым – так греки считали, что человека можно оценить только после его смерти. Новый диалог строится на той посылке, что уже само включение в тот или иной дискурс является механизмом репрессии.
Дата публикации: 22.11.06
Читать весь текст

Кралечкин Д., Ушаков А. 

Критика чистой реставрации
Если, согласно «славянофильской» политологии последних двух веков, Россия является «сдерживающим», «сохраняющим» элементом для всего мира (поскольку она именно своим бездействием или неловкими действиями не дает ему распасться, покончить с собой), то «Россией в России» является именно позиция реставрации, распространяемая на любую деятельность, связанную с научным или художественным дискурсом.
Дата публикации: 14.11.06
Читать весь текст

Кралечкин Д., Ушаков А. 

Дискурсивная слабость
Вся политика отныне сводится к попытке «занять центр» – центр, оставленный конкурентами. Республиканцы обвиняются в том, что они попытались свести политику к некоей авантюре или, вернее, к акциям, которые отталкивают их собственных сторонников, которые не могут понять, обязательно ли политика должна вестись в строго «партизанском», поляризованном стиле. Проблема в том, что именно этот «центр» оказывается ключевым для любого электорального успеха, но он же налагает немалые ограничения на любую партию или программу.
Дата публикации: 06.11.06
Читать весь текст

Кралечкин Д., Ушаков А. 

Восточная Европа: как дружить втроем?
Восточная Европа, наиболее заинтересованная на предыдущих этапах в евроинтеграции – заинтересованная как экономическими посулами, так и идеологическими перспективами, – в настоящее время вступила в эру «отрезвления». Выяснилось, что экономические выгоды Евросоюза для «восточных окраин» достаточно проблематичны, тогда как «транзитные издержки» не только дали о себе знать в полной мере, но и стали единственной реальностью перманентного «включения» в Евросоюз. Иными словами, в процессе этого демократического транзита (вернее, его последнего этапа) наблюдается расщепление языка перехода и самого перехода.
Дата публикации: 11.10.06
Читать весь текст

Мужество быть лохом
Есть разные способы устроения общества. Одни общества строятся на прямом насилии (деспотии). Таковы архаические, рабовладельческие и феодальные общества. В них властители правили силой и соблазном. Другие общества строятся на косвенном и более мягком насилии (экономическом или общественном принуждении). Таковы капиталистические и социалистические общества. Третьи общества строятся на обмане, разводке. Сила и соблазн теперь оказались на службе у власти разводки. И подвластные стали лохами. Таковы современные посткапиталистические и постсоциалистические общества. Обман в обществе существовал всегда, но лишь на рубеже ХХ – ХХI вв. он стал основой подавления человека человеком. Авторитет и силу власти сменила ее жуликоватость.
Дата публикации: 27.05.06
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Дружба врозь
Дружба - не нечто патологическое, но и не автономное. Она выступает в качестве избыточного элемента по отношению к традиционной кантианской фрагментации природ.
Дата публикации: 14.06.05
Читать весь текст

Данилов В. 

Греки и скорость
Как греки отличали слухи от правды (доксу от истины), ведь официальных СМИ у них не было?
Дата публикации: 26.04.05
Читать весь текст

Данилов В. 

Андре Глюксман: право на «День “Д”».
Андре Глюксман: «Насколько я знаю, это единственная страна, где в условиях войны публикации о преступлениях собственных солдат не подвергаются цензуре. Это единственная страна, где пресса и телевидение за считанные недели раскрывают весь масштаб нарушений и свободно обсуждают последствия этой катастрофы. Единственная страна, где комитеты конгресса вызывают на свои заседания президента, министров, генералов, глав спецслужб, и допрашивают их без страха и ограничений».
Дата публикации: 18.04.05
Читать весь текст

Кралечкин Д., Ушаков А. 

Авторство в политике и литературе: структура противостояния
Новый автор понимает, что подпись – это всего лишь трафарет. Существуют лекала подписей, которым все мы научились в силу принадлежности культуре. Поэтому требуется подождать возникновения абсолютной подписи, которую не сможет повторить/подделать даже ее автор.
Дата публикации: 13.04.05
Читать весь текст

Кралечкин Д., Ушаков А. 

Введение Процесса. Концепция.
Нам известно множество миров. Миры Бертона, Бэтмена и человека-паука – почему они так приглянулись и критикам, и зрителям? Почему их так легко сбыть – будь то в качестве кинопродукции или в качестве авангардного искусства (Д. Херст). Почему с миром так просто?
Дата публикации: 12.04.05
Читать весь текст

Сайт| ©2004-2007 Censura