Круглый стол "Социокультурные функции философии: теория и практика" (27 сентября 2005 года)

Кузнецов В.Ю.


Социокультурные функции философии: теория и практика

Философия, будучи свободной творческой мыслью, критически относящейся ко всем догмам и очевидностям, вовсе не предполагает автоматически и с необходимостью получение какого бы то ни было утилитарного продукта, тем более с заранее заданными свойствами; наоборот, задача философии, скорее, – развеивать и преодолевать иллюзии, в том числе и относительно традиционных и обычных прикладных схем и программ действия. Поэтому использование философии должно быть адекватно ее собственным задачам; иными словами, социокультурные функции философии как раз и заключаются в том, что философия должна культивировать чистое неангажированное мышление – в той степени, конечно, в какой это вообще возможно.

Попытки же превратить философию в прикладной инструмент для получения утилитарных практических выгод неизбежно приводит к уничтожению философии как таковой. Изначально раскованное и живое, философское мышление кристаллизуется сначала в концепцию, из которой очень соблазнительно и просто оказывается извлечь мировоззренческую позицию, которая затем застывает и необратимо отвердевает, становясь идеологией. Возможно, без идеологии невозможно обойтись политику для решения своих собственно политических задач, но умный правитель ведь должен стремиться к эффективной организации общества. Причем общество, даже будучи оптимальным объединением людей, – по большому счету – вовсе не самоцель и самоцелью быть не должно; социальность – только средство. Конечно, кто-то должен всегда заботится и об обществе, поддерживать его функционирование и совершенствовать его устройство, но система целей определяется в конечном счете системой ценностей, восходящих к тому или иному пониманию смысла жизни, а смысл жизни созданием даже идеального общества ведь не исчерпывается.

Философия – в лице ее лучших представителей – со своим критическим подходом к существующему и созданием новых идей, смыслов, ценностей и нужна для того, чтобы осмыслять и переосмыслять, осуществлять рефлексию предельных оснований культуры. В конце концов, доминионов культуры – выделяемых по принципу полноты (хотя и не всесторонности) охвата мира – очень немного, всего пять; и кроме философии доминионами культуры можно считать только науку, религию, искусство и мистику. Да, философия оторвана от жизни, но именно в этом ее ценность.

Конечно, необходимы специальные усилия для наведения мостов между философией и конкретными социокультурными практиками. Существующие социальные институции философии создавались немного для других целей и, к сожалению, оказались не вполне способны адекватно выполнять эту задачу. К тому же сама по себе эмпирическая принадлежность к институции вовсе не гарантирует философских достижений.

Для более успешной практической реализации философией своих социокультурных функций, для адаптации профессиональных философских результатов и для демонстрации их действенности стоило бы, по-видимому, создать специальный дискуссионный клуб – например, «Философский клуб МГУ», который мог бы стать отрытой площадкой для регулярных обсуждений всех актуальных и важных – для культуры, общества и философии – проблем, местом встречи представителей разных дисциплин, сторонников различных парадигм и т.д., и т.п., – одним словом, точкой извлечения приложений из философского творчества.

© Кузнецов В.Ю. 2005

Сайт | ©2004-2007 Censura